logo


ТНВД- общее устройство

Топливный насос высокого давления (ТНВД) дизельного двигателя является одним
из наиболее сложных узлов системы топливоподачи дизелей.
Топливные  насосы  предназначены  для  подачи  в  цилиндры  дизеля  под  определенным
давлением  и  в  определенный  момент  точно  отмеренных  порций  топлива,
соответствующих  данной  нагрузке.  По  способу  впрыска  различают  топливные  насосы
непосредственного  действия  и  с  аккумуляторным  впрыском.  В  топливном  насосе
непосредственного действия осуществляется механический привод плунжера, а процессы
нагнетания  и  впрыска  протекают  одновременно.  В  каждый  цилиндр  секция  топливного
насоса  подает  необходимую  порцию  топлива.  Требуемое  давление  распыливания
создается движением плунжера насоса.
У  топливного  насоса  с  аккумуляторным  впрыском  привод  рабочего  плунжера
осуществляется за счет сил давления сжатых газов в цилиндре двигателя или с помощью
специальных  пружин.  На  мощных  тихоходных  дизелях  применяют  аккумуляторные
топливные насосы с гидравлическими аккумуляторами.

В  системах  с  гидравлическими  аккумуляторами  процессы  нагнетания  и  впрыска
протекают  раздельно.  Предварительно  топливо  под  высоким  давлением  нагнетается
насосом  в  аккумулятор,  из  которого  поступает  к  форсункам.  Эта  система  обеспечивает
качественное распыливание и смесеобразование в широком диапазоне нагрузок дизеля, но
из-за  сложности  конструкций  такой  насос  широкого  распространения  не  получил.
Современные  дизели  используют  технологию  с  управлением  электромагнитными
клапанами  форсунок  от  микропроцессорного  устройства  (такое  сочетание  называется
«common rail»).
Топливные  насосы  высокого  давления  могут  быть  рядными,  V-образными
(многосекционными)  и  распределительными.  В  рядных  ТНВД  насосные  секции
располагаются  друг  за  другом,  и  каждая  подает  топливо  в  определенный  цилиндр
двигателя.  В  распределительных  ТНВД,  которые  бывают  одноплунжерными  и
двухплунжерными,  одна  насосная  секция  подает  топливо  в  несколько  цилиндров
двигателя.

Общее устройство ТнВД
Основные части ТНВД:
•  Корпус.
•  Крышки.
•  Всережимный регулятор
•  Муфта опережения впрыска.
•  Подкачивающий насос.
•  Кулачковый вал.
•  Толкатели.
•  Плунжеры с поводками или зубчатыми втулками,
•  Гильзы плунжеров.
•  Возвратные пружины плунжеров.
•  Нагнетательные клапаны.
•  Штуцеры.
•  Рейка.
Принцип действия ТНВД: Вращение кулачковый вал получает через муфту опережения
впрыска  и  зубчатую  передачу  от  коленчатого  вала.  При  вращении  кулачкового  вала
кулачок  набегает  на  толкатель  и  смещает  его,  а  он  в  свою  очередь,  сжимая  пружину,
поднимает  плунжер.  При  поднятии  плунжера  он  вначале  закрывает  впускной  канал,  а
затем  начинает  вытеснять  топливо,  находящееся  над  ним.  Топливо  вытесняется  через
нагнетательный клапан, открывшийся за счёт давления, и поступает к форсунке. В момент
движения  плунжера  вверх  винтовой  канал,  находящийся  на  нём,  совпадает  со  сливным
каналом в гильзе. Остатки топлива, находящиеся над плунжером, начинают  уходить на
слив через осевой, радиальный и винтовой каналы в плунжере и сливной в гильзе. При
опускании  плунжера  за  счёт  пружины  открывается  впускной  канал,  и  объём  над
плунжером  заполняется  топливом  от  подкачивающего  насоса.  Изменение  количества
подаваемого  топлива  к  форсунке  осуществляется  поворотом  плунжеров  от  рейки  через
всережимный  регулятор.  При  повороте  плунжера,  если  винтовой  канал  совпадёт  со
сливным  раньше,  то  впрыснуто  топлива  будет  меньше.  При  обратном  повороте  каналы
совпадут  позже,  и  впрыснуто  топлива  будет  больше.  На  некоторых  ТНВД  (например,
ТНВД трактора Т – 130) часть секций отключается на холостых оборотах, соответственно,
отключается и часть цилиндров двигателя.
Муфта  опережения  впрыска  –  служит  для  изменения  угла  опережения  впрыска  в
зависимости  от  оборотов.  По  принципу  действия  является  механизмом,  использующим
центробежную силу. Устройство:
•  Ведущая полумуфта.
•  Ведомая полумуфта.
•  Грузы.
•  Стяжные пружины грузов.
•  Опорные пальцы грузов
Принцип действия: При минимальных оборотах грузы за счёт пружин стянуты к центру и
положение  между  муфтами  является  исходным,  при  этом  угол  опережения  впрыска
находится  в  пределах  отрегулированного  параметра.  При  увеличении  оборотов
центробежная  сила  в  грузах  возрастает  и  разводит  их,  преодолевая  сопротивление
пружин.  При  этом  муфты  поворачиваются  относительно  друг  друга  и  угол  опережения
впрыска увеличивается.
Всережимный  регулятор  –  служит  для  изменения  количества  подачи  топлива  в
зависимости  от  режимов  работы  двигателя:  запуск  двигателя,  увеличение/уменьшение
оборотов, увеличение/уменьшение нагрузки, остановка двигателя. Устройство:
•  Корпус.
•  Крышки.
•  Державка.
•  Грузы.
•  Муфта.
•  Рычаги.
•  Скоба-кулисы.
•  Регулировочные винты.
•  Оттяжные пружины.
Принцип действия: Запуск двигателя – перед запуском рейка за счёт пружины находится в
положении  максимальной  подачи  топлива,  поэтому  при  запуске  в  двигатель  подаётся
максимальное  количество  топлива.  Это  способствует  быстрому  запуску.  Как  только
двигатель  начнёт  развивать  обороты,  и  центробежная  сила  в  грузах  начнёт  расти,  они,
преодолевая  сопротивление  пружин,  начнут  расходиться  в  стороны  и  внутренними
своими рычагами давить на муфту, которая будет воздействовать на рычаг, а рычаг будет
тянуть рейку в сторону уменьшения подачи топлива. Обороты установятся в соответствии
с  натягом  пружин.  Увеличение  оборотов  –  при  нажатии  на  педаль  «газа»  натягивается
пружина, которая действует на рычаг рейки и муфту. Муфта и рейка смещается, при этом
преодолевается  центробежная  сила  в  грузах.  Рейка  смещается  в  сторону  увеличения
подачи  топлива,  и  обороты  растут.  Увеличение  нагрузки  –  при  увеличении  нагрузки  и
неизменном положении педали  «газа»  обороты снижаются, центробежная сила в грузах
тоже.  Грузы  складываются  и  дают  возможность  сместиться  муфте,  рычагу  и  рейке  в
сторону  увеличения  подачи  топлива.  При  снижении  нагрузки  обороты  начинают
увеличиваться,  центробежная  сила  в  грузах  тоже,  грузы  начинают  расходится  и
внутренними  рычагами  смещать  муфту,  рычаг  и  рейку  в  сторону  уменьшения  подачи
топлива.  Обороты  при  этом  прекращают  расти.  Остановка  двигателя  –  при  остановке
двигателя поворачивается скоба, кулиса скобы воздействует на рычаг, а рычаг – на рейку.
Рейка перемещается настолько в сторону уменьшения подачи, что подача прекращается, и
двигатель останавливается